Новости

«Летне. Методологично. Текстуально»

«Летне. Методологично. Текстуально»

8-14 августа в рамках Международного летнего университета на Байкале прошла Летняя методологическая школа «Текст как данные: количественный и качественный анализ текстов в политических науках». Мероприятие, организованное историческим факультетом в сотрудничестве с коллегами и партнерами из других российских вузов, проходило на базе биологической станции Иркутского государственного университета в поселке Большие Коты.

Программа Школы состояла из пяти образовательных модулей:

  • Количественный анализ: парсинг и визуализация;

  • Количественный анализ текстов: от классического контент-анализа к структурному тематическому моделированию;

  • Методологические принципы дискурс-анализа;

  • Дискурсивно-исторический анализ: теория и практика;

  • Социальная семиотика и анализ мультимодальных дискурсов.

В результате конкурсного отбора заявок, который осуществлялся на основе рассмотрения мотивационных писем, из почти 80 претендентов были определены 16 участников школы – студенты и аспиранты ведущих вузов России (и не только): Высшей школы экономики (Москва, Санкт-Петербург), Европейского университета в Санкт-Петербурге, Северо-Западного института управления РАНХиГС, Уральского федерального, Тюменского, Пермского, Самарского, Ереванского университетов.

Среди победителей конкурса – студенты исторического факультета ИГУ: Михаил Сосновский (бакалавр-выпускник направления «История») и Влад Морозов (студент 2 курса направления «Международные отношения»).

Михаил Сосновский, исторический факультет, Иркутский государственный университет:
Мне понравилось буквально всё в Летней методологической школе «Текст как данные». Как человеку, который прежде был знаком только с качественным анализом, мне было очень интересно на практике увидеть, как работает и количественный, а также познакомиться с программами, которые его обеспечивают. В целом, я узнал много нового и полезного для моих будущих научных исследований. В ближайшем будущем я планирую специализироваться на memory studies, а конкретно на вещах, связанных с символическим использованием прошлого. Полагаю, мне придется работать с большим комплексом всевозможных политических текстов или изображений. Дискурс-исторический анализ, а также программы по анализу текстов, вроде RStudio и особенно MAXQDA, с которыми я научился работать на Школе, точно должны пригодиться мне. Конечно, я не могу сказать, что уже сейчас способен полноценно использовать эти программы для собственных исследований, но хотя бы, благодаря Школе, я знаю, с чего и как начинать.
Влад Морозов, исторический факультет, Иркутский государственный университет:

Неделя, проведенная на летней методологической школе «Текст как данные: количественный и качественный анализ текстов в политических науках», благодаря насыщенности программы, прошла крайне быстро, но оставила после себя бесценные знания и самые яркие впечатления. Организаторам удалось создать уникальную атмосферу, которая располагала к постоянной работе. Чередование занятий и отдыха, близость красот Байкала и потрясающий коллектив позволяли чувствовать себя в высшей степени комфортно. Уровень и качество организации всех пунктов программы (а иногда и выход за ее пределы) вызывали лишь восхищение.
Хотелось бы отдельно отметить мастерство, с которым экспертам школы удалось открыть что-то совершенно новое как участникам моего уровня – ранее фактически не сталкивавшимся с используемыми программами, подходами и методами, так и моим более продвинутым коллегам. В моем случае был открыт целый мир анализа, проводить который оказалось возможным с самыми разными типами текстов; я по-новому и в полной мере положительно взглянул на применение программирования в социальных науках.
Обилие примеров личных исследований экспертов и работа в команде с другими участниками школы над собственными исследовательскими проектами поддерживали крайне важную связь между теоретической и практической частями. Все это в совокупности создало целостную картину того, как необходимо анализировать тексты, и вызвало интерес и большое количество мыслей о возможностях применения в своей научной работе полученных в школе знаний и навыков работы в R и MaxQDA. Совершенствование владения последними с момента завершения летней школы, однозначно, стало для меня одной из первостепенных задач.

Экспертами Школы выступили преподаватели и научные сотрудники ведущих российских вузов:

Юрий Геннадьевич Агафонов (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Северо-Западный институт управления, Санкт-Петербург);

Олеся Викторовна Захарова (Иркутский государственный университет, Иркутск);

Андрей Владимирович Семёнов (Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь);

Иван Владленович Фомин (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва).

В рамках сессионных занятий, под чутким руководством экспертов школы участники учились формировать дизайн научного исследования, критически читать политические тексты и понимать скрытые в них смыслы, применять современные методы анализа текстов в политической науке, использовать в исследовательской работе такие программы как MAXQDA и R.

Мария Лошанина, аспирантка 2 года обучения, Институт филологии, иностранных языков и медиакоммуникации, Иркутский государственный университет:
Участие в Летней методологической школе дало возможность нам, ее участникам, на пять дней погрузиться в теорию и практику количественного анализа данных в «R» и качественного анализа в «MaxQDA». Все алгоритмы работы в программах, а также лайфхаки, которыми каждый день делились с нами эксперты, понадобятся мне при решении задач моего диссертационного исследования. Но Летняя школа в Котах – это не только о науке, новых знаниях, а в первую очередь – о людях. Спасибо участникам школы за то, что вы буквально «заражаете» (в хорошем смысле) своим желанием разобраться в интересующем вас исследовательском вопросе. Спасибо организаторам за то, что с вами можно было не только обсудить дискурс-анализ, тонкости программирования, но и просто поговорить «обо всем и ни о чем» и посмотреть на звездопад над Байкалом в абсолютной темноте. Особое спасибо организаторам за то, что смогли организовать такое замечательное мероприятие, собрав в одном месте, с одной стороны, очень разных, но, с другой стороны, близких друг другу людей, увлеченных наукой.

Результатом работы Школы стали групповые проекты молодых исследователей по темам, которые были сформулированы ими самостоятельно:

  • «Принудительная вакцинация в дискурсе российских парламентских партий весной-летом 2021 года».

  • «Определение и конструирование угроз в дискурсе президентов РФ в период с 2000 по 2021 год».

  • «Стратегии легитимации курса ОРКСЭ в российском общем образовании (2002-2020)».

  • «Как конструируется образ России в документах сферы безопасности стран НАТО?».

Егор Симанов, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, Самара:
Летняя методологическая школа стала для меня настоящим откровением — прежде всего я узнал новые методы и опробовал новые инструменты для исследования международных отношений, которые являются сферой моих научных интересов. Полученные знания о среде R и её возможностях в прикладном количественном анализе стали для меня не просто возможностью для упрощения поиска информации, но и открыли «новое измерение» в анализе текстов. Качественные методы, представленные дискурс-историческим анализом, позволили очистить основной источник для моих исследований — концептуальные документы в сфере безопасности стран, от разнообразных препятствий вызванных межкультурными и ценностными отличиями. И конечно же, нельзя не отметить качество организации всего мероприятия, ведь именно благодаря ему, я, как участник, смог получить и впитать максимум от того, что содержала в себе школа.

Посмотреть все фотографии с Летней методологической школы на Байкале можно по ссылке

В названии использована цитата из публикации эксперта школы Ивана Фомина.